Проект «Путешествия еды» («Хот-холын товч түүк») рассказывает историю появления этих блюд.
Содержание
Распространение
В наши дни семейство этих блюд распространено в странах Восточной, Центральной, Средней Азии, в России, на Ближнем Востоке. В Китае есть мантоу и баозцы, Корее есть манду, в Японии — мандзю, в России — пельмень, в Грузии — хинкал, в Турции — манты, боз манты и бөрек, в Афганистане, Саудовской Аравии и Пакистане — манту. Собственно в Монголии есть бууз (из пресного теста), мантуун бууз (из дрожжевого теста) и мантуу (булочка без начинки). Тибет и Непал потребляют фаршированное момо, во Вьетнаме готовят бань бао, на Филиппинах — сиёпау, в Тайланде — салопао, а столетия спустя вариации достигли даже Гавайев, они известны как манапуа.
Названия
В наши дни имеется много названий блюда, представляющего собой нечто, помещенное внутрь оболочки из теста. При всем разнообразии, самым ранним названием скорее всего является mantou. Самым ранним упоминанием мантоу считается стихотворение в прозе ученого Шу Си времен династии Западная Цзинь (265-316). Его относят примерно к 300 году н.э. Переводы его названия на английский звучат как Ode to boiled cakes или Rhapsody on Bing. В свою очередь термин бинг для древнего Китая толкуется либо как (pasta-tipe food) продукты макаронного типа (видимо лапша), либо как любой вид пищи, из теста на воде и муке, покрывающий некую начинку. … Во времена династий Цзинь, Сун, Тан блюдо было распространено по Шелковому пути. Не ясно, шло это распространение с запада на восток или востока на запад. Однако широко блюдо распространилось блюда во времена династии Юань.
Наше время
В современной монгольской кухне существуют разные виды бууз, а кроме них имеются банш и хунтун. Примерно также картина обстоит и во Внутренней, а точнее говоря Южной Монголии. В северной части монгольского мира — в Бурятии, буузы также являются одним из любимейших блюд. Современные ойрады, конечно же тоже имеют буузы в своем кулинарном арсенале. Однако, самая западная часть часть ойрад, известная как калмыки, это блюдо утеряла. Скорее всего в силу ряда потрясений пережитых с 17 по 20 века. В наши дни, благодаря общемонгольским связям буузы снова появились в калмыцкой кухне… правда в основном пока не в домашней кухне, а в заведениях общественного питания.
Видео
Тайминги
- 00:00 — Приветствие
- 00:37 — Введение
- 01:29 — Распространение по миру
- 02:24 — История блюда
- 02:24 — Археологические данные
- 03:39 — Первое упоминание
- 04:58 — Mantou этимология
- 04:58 — Варварские головы
- 07:15 — Среднеазиатская версия
- 12:24 — Дальнейшая история
- 12:24 — Цзинь (256-420) и после
- 12:43 — Тан (618–907 гг. н.э.)
- 13:01 — Сун (960-1279) — бао цзы
- 15:28 — Юань (1271-1368) — распространение бао цзы
- 18:16 — Цин (1644–1911)
- 18:42 — Современный Китай
- 20:25 — Современный Монгольский мир
- 23:05 — Приготовление
- 23:05 — В полевых условиях
- 28:19 — В городских условиях
- 33:50 — Итог
Опрос
После просмотра видео пройдите пожалуйста небольшой опрос.
Источники
- Anderson, E.N., Paul D. Buell and Charles Perry, 2000. A Soup for the Qan: Chinese Dietary Medicine of the Mongol Era as Seen in Hu Sihui’s Yinshan Zhengyao. Sir Henry Wellcome Asian Series. London: Kegan Paul International.
- Fuchsia Dunlop. Barbarian Heads and Turkish Dumplings: The Chinese Word Mantou // …
- Aylin Öney Tan. Mantı and Mantou: Dumplings across the Silk Road from Central Asia to Turkey // …
- Sharon Hudgins. Siberian Stuffed: A Profusion of Pel’meni // …
- Priscilla Mary Işın. Yufka: Food For The Cook’s Imagination // Wrapped & Stuffed Foods. Proceedings of the Oxford Symposium on Food and Cookery 2012. Prospect Books, 2013.
- Eileen Guo. The mantou