В Иркутске открылся филиал бурятской сети быстрого питания «Шулэндо». Это не первый заход Улан-Удэ, и будем надеяться, что это надолго. Ранее открывалось кафе «Бууза бао», но, говорят оно долго не продержалось. Есть еще кафе «Монгол», но это ресторан, а не фастфуд.
Содержание
Раньше
Улан-удэнские сети пришли на унавоженную почву. Еще в 80-е годы прошлого века на тамошнем Центральном рынке, на улице Урицкого и на автовокзале продавали огромные позы из дрожжевого теста с маленьким комочком мяса, да еще с капустой внутри. А сегодня, по словам Сергея Шоткинова, руководителя центра бурятской культуры, в столице Приангарья насчитывается порядка 70 точек с бурятской кухней. И необязательно ими владеют буряты. Сети «Позная 38» и «Буза» принадлежат русским коммерсантам.
В чём успех?
В чем же секрет успеха бурятской национальной кухни? Ведь заведений исконно русской сибирской кухни как таковой в Иркутске всегда было мало. Из 80-х помню лишь пельменную на Сухэ-Батора, где их можно было съесть как в классическом виде – с бульоном, так и с разными подливками, как второе блюдо. А в остальных 99% столовых и ресторанов царствовал ассортимент, основанный на «Книге о вкусной и здоровой пище», впервые изданной Пищепромиздатом в 1939 году. Но и ныне в Иркутске немного заведений, специализирующихся на русских сибирских традициях в сфере быстрого питания.
Ширип Эрдынеев, совладелец «Шулэндо», раскрыл секрете своего успеха у потребителя: «Готовим, как себе. На продуктах, прежде всего качественном и свежем мясе, не экономим. Все горячее, с пылу-жару. Ту же лапшу готовим тут же, а не подаем сваренную заранее. Поэтому люди и возвращаются к нам снова и снова».
Вкусы России
Казалось бы, ничего нового, главное-вкусно, сытно и недорого! Но это универсальный кулинарный рецепт и основа успеха бууз в национальном конкурсе региональных гастрономических брендов под названием «Вкусы России». Как известно, подобные конкурсы и рейтинги – это возможность дальнейшего продвижения бренда. Вспомним, что буузы вошли в тройку победителей – вместе с подмосковными сырами и бараниной из Дагестана.
Все объясняется достаточно просто. В Подмосковье стремительно развивается молочное производство. Растет количество МТФ, поля отдаются под кормовые культуры, закупается породистый молочный скот и соответственно, массово открываются сыроварни. А в Дагестане количество овец перевалило за пять миллионов! Сыры и баранина нуждаются в рекламе и новых рынках сбыта. Наш случай отличается от них. Как определить валовой объем производимых бууз? Это невозможно.
Мясо
В декабре мои родственники-пенсионеры завезли из деревни ууса — мясо на зиму. Да не рассчитали немного, перебрали. Пришлось им срочно лепить буузы и сдавать в магазины. Никогда в жизни столько бууз они не лепили! Но под Новый год все быстро ушло.
Сколько бууз мы налепили и съели останется неизвестным. Но есть другие, опосредованные показатели, в том числе становление и экспансия бурятских национальных сетей быстрого питания. «Макдональс» и KFC тоже не сразу появились. Сегодня бурятская кухня прочно закрепилась в Иркутске и Чите. Представлена она в столицах — Москве и Петербурге. Это неоспоримый факт, и есть оперативный простор для дальнейшего продвижения. Развитие фастфуда неотделимо от развития высокой кухни — кухни «больших» заведений. В последние годы команды ресторанов «Тэнгис» и «Voyage» побывали на Кипре и в Японии в рамках Российской гастрономической недели. Популяризация бууз, саламата, шарбина и байкальской рыбы проходит успешно. В настоящее время в ТИЦ «Байкал» минтуризма Бурятии задумались о создании подарочного издания по высокой бурятской кухне. Инициатор проекта Бато Гонгаев считает, что она поможет расширить ассортимент и качество готовки в местных ресторанах. И, конечно, будет способствовать популяризации национальной кухни. Готовность участвовать в проекте выразил Зоригто Намсараев. Биолог и блогер, он интересно освещает особенности бурятских блюд в своих аккаунтах. В команде Бато Гонгаева есть и другие профи из области кулинарии и издательского дела. Дело за малым — за «Книгой о вкусной и здоровой бурятской национальной пище»!