Угдан — жизнь вне буузных

Угдан

Предки хори-бурят издревле жили в распадках Яблонового хребта. Всего здесь насчитывалось около 10 бурятских улусов.

Во время волостной реформы 1901 года эта местность получила административное название — Хоацайская волость. Её центр расположился в селе Арахлей, но уже в 1925-м перекочевал в Угдан.

Основание

Само село основали в начале XX века буряты, селившиеся в четырёх местностях: Хулhата (Биофабрика), Эгсата (Красный мыс), Дархита (падь Шерстнева), Маанин кункур (падь Лапочкина). Началось всё с открытия начальной школы в 1918-м.

г. Чита. 5.05.1917 г. Бурят-монгольская делегация общественных деятелей
г. Чита. 5.05.1917 г. Бурят-монгольская делегация общественных деятелей

В нижнем ряду второй справа — видный политический деятель из Угдана Ж. Шойванов — до революции председатель Хоринской думы, эсер. Фото из архивов семьи Шойванов, опубликовано газетой «Читинское обозрение».

Буузы

Сегодня село Угдан для большинства читинцев — это буузные. Ими добротно усыпан разрезающий село Романовский тракт, правда, работают сейчас только единицы — кризис и высокая конкуренция сделали своё.

Среднее время пребывания горожан здесь варьируется от нескольких часов до одного вечера — поел, выпил, уехал. Для них за пределами этого гастрономического рая как будто ничего и нет, а если есть, то там всё так же уютно, тепло и вкусно, как и внутри «Аяна» или «Баян-Гола».

На самом деле всё иначе — такого количества проблем, как в Угдане, корреспонденты ИА «Чита.Ру» не видели давненько.

Центр

Центр села находится в этом небольшом кирпичном здании — бывшем райпо. Здесь вынуждены ютиться администрация, дом культуры, библиотека и фельдшерско-акушерский пункт.

В ФАПе приём женщин акушером и мужчин фельдшером вынуждены вести одновременно — их разделяет только ширма. Но медработникам ещё повезло — новое модульное здание обещают уже в 2020-м.

Работники дома культуры свой актовый зал называют комнатой за его скромные размеры. При почти 2 тысячах населения адекватно провести крупное мероприятие здесь невозможно. Люди забивают зал битком, а часть гостей вынуждены стоять на улице.

Единственное оставшееся помещение занимают библиотека и творческая «коморка»села Угдан, где, помимо директора клуба, работают музыкальный кружок и базируется известный на весь район бурятский ансамбль «Сэсэг».

Вместе с новым зданием дому культуры нужна и материально-техническая база. Закупать надо абсолютно всё, кроме микшерного пульта, подаренного коллегами из районного дома культуры. Компьютеры, принтеры, звуковое оборудование, национальные музыкальные инструменты, костюмы. А пока культурно село Угдан осталось где-то в 90-х.

С учётом происходящих по краю трагедий, связанных с подростковым криминалом, особенно болезненно выглядит работа с молодёжью, точнее, её почти полное отсутствие. В селе проживает более 400 детей, из которых 200 — школьники. Конечно, в школе есть кружки и секции, но этого вряд ли достаточно.

Игрушки в доме культуры
Игрушки в доме культуры

Пока о новом доме культуры Угдан только мечтает. Землю под него администрация отводит, но по финансам не потянет софинансирование даже разработки проекта — а это сегодня обязательно для попадания в какие-либо программы.

Детский сад

Единственный в селе детский сад располагается в здании бывшей школы 1936 года постройки.

Очередь в детский сад в селе на пиках подбиралась к 200, но многие уже просто ушли в школу. Сейчас своего места ждут более 100 малышей, родители вынуждены их отправлять в детсады соседних сёл и Читы.

Новый детсад на 100 мест планировался давно, даже приступали к проектированию, но всё сорвалось при прошлой администрации Читинского района. Новое районное начальство работу возобновило — обещают здание на 120 мест, но сроков в селе не назвали.

Школа

Школьное здание — одно из самых свежих, 1991 года постройки, но даже оно уже не справляется с ростом Угдана и соседних сёл, откуда также везут детей.

Рассчитано строение на 192 ребёнка, обучаются там уже 210. Ежегодно это число растёт на 30-40 детей. Уже введена вторая смена.

Руководство села и школы вместе с новой пристройкой к зданию надеются также выбить в крае и жильё для молодых специалистов. Сейчас приезжим учителям при зарплате в 20-30 тысяч приходится до 10 тысяч рублей тратить на аренду. Но даже за такие деньги предложений на рынке крайне мало.

Аналогичная ситуация с зарплатами и жильём и у медработников ФАПа.

Со слов сотрудников угданской школы, учитель на одной ставке не может заработать больше 20 тысяч рублей, на двух, работая весь день, — больше 30.

Медработники из ФАПа — фельдшер, медсестра, акушерка — не получают больше 20 тысяч рублей даже при выполненных планах, спущенных сверху.

Официально: средняя зарплата среднего медперсонала в Читинском районе — 34 тысячи рублей, учителя — 34,8 тысячи.

Бюджет у Угдана 2,5 миллиона рублей, формируется за счёт дотаций и субвенций. Если сказать совсем утрировано, администрация работает только для того, чтобы содержать штат. Ничего мы себе позволить не можем.

— делится замглавы Валентина Дашиева.

Валентина Дашиева
Валентина Дашиева

С её слов, до последней реформы местного самоуправления 2014 года, когда районы у сёл вместе с деньгами забрали основные полномочия, ситуация была лучше. Теперь же у огромного и сложного Читинского района руки до Угдана доходят не всегда.

К примеру, последний ямочный ремонт центральной улицы сельчане провели за свой счёт. Не решается и проблема водоснабжения — питьевой воды в Угдане нет!

Романовский тракт и река Читинка
Романовский тракт и река Читинка

Те рубленые буузы, что сейчас предлагают в позных, — это же не то. Они просто мясо режут и заворачивают в тесто. На самом деле рубленые буузы готовят не так. Берётся полумёрзлое мясо и мелко-мелко-мелко измельчается топориком, добавляется жир, специи. Все соки остаются в мясе, оно тает во рту. Моя мама так их готовит, что язык проглотишь.

— хвастается замглавы Валентина Батоболотовна.

И ей веришь — с таким аппетитом рассказывает.

Буузы
Буузы

Дацан

Есть в Угдане и свой дацан. Открыт он в 1991 году, под сопкой недалеко от села. Строили его всем бурятским миром — жители Читы, Угдана и Телембы Республики Бурятии. Зона обслуживания у него соответствующая — прилегающие районы Забайкалья и приграничная часть Бурятии. Сейчас он уже не справляется с наплывом верующих, собирают деньги на новый храм.

Угдан — уникальное для Читы и всего Забайкалья место. У него уже есть и работающий бренд (буузы), и реальный туристический потенциал. Достаточно приезжим просто предоставить качественную возможность глубже окунуться в национальный колорит села. Для этого есть история, есть дацан, есть национальный ансамбль, есть рабочие руки. Самое главное — бизнесом уже сформирован постоянный входящий турпоток, пусть пока в основном внутренний.

Идея создания центра национальной бурятской культуры в Угдане поднималась на районном уровне в 2000-х. Для этого даже закупили национальные костюмы и юрту. К сожалению, они сгорели из-за замыкания проводки в старом здании клуба, а идейный начальник райотдела культуры уволилась. На этом всё умерло.

Но разговоры про реализацию туристического потенциала стоит начинать после закрытия элементарных потребностей села — пристройка к школе, новый детский сад, новый дом культуры, водоснабжение, нормальные дороги. Пока же Угдан — это социально и административно оставшаяся в начале 1990-х деревня, способная обслужить проживавших тогда же в ней 500 человек. А не нынешнее 2-тысячное население. Пока 2-тысячное. Программа «Дальневосточный гектар» обещает ускорение его роста.

Угдан — жизнь вне буузных
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Пролистать наверх
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x